Проектное обучение – через практику к новым знаниям и навыкам…
Осенью 2019 г. на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита стартовала инновационная форма обучения студентов – проектное обучение. Основная идея состоит в освоении студентами навыков и знаний через решение реальных проблем, возникающих в действующих компаниях и на предприятиях.
Название проекта - Роботизация бухгалтерского учета заработной платы и расчетов с персоналом
Руководитель проектной работы – к.э.н., доцент Иванов Алексей Евгеньевич.
Цель проекта – Снижение затрат на бухгалтерский учет и ускорение процесса обработки первичных документов и обобщения учетной информации за счет роботизации рутинных бухгалтерских процедур.
Ожидаемый итоговый результат проекта – Программа-робот, управляющая последовательностью обработок 1С, заменяющих действия бухгалтера по учету заработной платы и расчетов с персоналом, по запросу пользователя из экранных форм.
Решение такого комплексного задание потребовало формирование группы студентов, обладающих разными компетенциями и навыками: от знаний в области экономики, бухгалтерского учета и аудита, до умения создавать обработки для 1С, разрабатывать управляющие программы на языке программирования Python и интегрировать их с обработками 1С.
В настоящее время студенты разных кафедр (БУАА, ИТЭ - доцент Бунова Елена Вячеславовна) , (ПМиП - зав. кафедрой Замышляева Алена Александровна, ст. преподаватель Сартасова Марина Юрьевна, МиКМ - зав. кафедрой Загребина Софья Александровна и доцент Макаровских Татьяна Анатольевна) и институтов ЮУрГУ работают в проектной группе и решают задачу, поставленную практиками – АКГ «Авуар».
Основная документация по проекту, необходимая информация о поставленных задачах, этапах выполнения и участниках отражается в Trello. Это позволяет каждому участнику отслеживать ход выполнения отдельных задач проекта в реальном времени.
Для подготовки студентов к решению поставленных задач установлено соответствующее программное обеспечение в лаборатории бухгалтерского учета и анализа. Стартовал курс по освоению 1С: ЗУП под руководством к.э.н, доцента, действующего практика Денисовой Таи Виталиевны и поддержки к.э.н., доцента Гвоздева М.Ю. Представители АКГ «Авуар» регулярно приходят в лабораторию и корректируют направление работы в рамках выделенных этапов реализации проекта.
Для ускорения решения поставленных задач и повышения качества создана возможность дистанционного общения студентов проектной группы с представителями заказчика АКГ «Авуар» и с преподавателями – задавать вопросы можно через общий чат в любое время.
За каждым студентом в группе закреплены кураторы – преподаватели, консультирующие в рамках закрепленного за студентом направления деятельности и решаемой задачи.
Необходимые компетенции для подготовки студентов к работе над проектом имеются у преподавателей кафедр:
– Бухгалтерского учета, анализа и аудита (методологическое обеспечение алгоритмизации учетного процесса, разработка технического задания, тестирование продукта),
– Прикладной математики и программирования (разработка управляющей программы на языке программирования Python и интеграция их с обработками 1С),
– Математического и компьютерного моделирования (разработка Web-интерфейса экранных форм и интеграция их с управляющей программой),
– Информационных технологий в экономике (разработка обработок 1С),
АКГ «Авуар» осуществляет техническое консультирование, интеграцию разработанных решений с личным кабинетом клиента бухгалтерской компании. Разработка реализуется на базе лаборатории бухгалтерского учета и анализа с привлечением ресурсов компьютерных классов кафедр-участников и заказчика.
Тематика проекта связана с последними тенденциями в экономике, которые захватывают все новые и новые области.
Один из главных недостатков бухгалтерского аутсорсинга, сдерживающим развитие рынка, являются продолжительные по времени коммуникации между клиентом и обслуживающей его бухгалтерской компанией.
Большая часть потерь времени, из-за которых бухгалтерский учет мало пригоден для управления организацией в режиме он-лайн, приходятся на процесс обработки первичных документов и обобщения учетной информации. Многие бухгалтерские процессы уже сейчас можно алгоритмизировать. Задачи сверки контрольных соотношений данных и проведения бухгалтерских документов при положительном результате могут быть возложены на внешние программы. Для бухгалтерских программ 1с (Бухгалтерия предприятия 3.0 и Зарплата и управление персоналом 3.1) это удобно делать с помощью обработок, подключаемых через механизм расширений.
Решением указанной проблемы должен стать личный кабинет клиента бухгалтерской компании «Гениальный штаб» (входит в аудиторско-консалтинговую группу «Авуар»), разработанный на языке программирования Python. Он позволит в режиме реального времени видеть финансовые индикаторы компании, формирующиеся на основе информации из бухгалтерских баз, для принятия управленческих решений.
Существенно сократить трудозатраты при ведении бухгалтерского учета позволит внедрение таких обработок на всех участках процесса ввода и обобщения бухгалтерской информации. При этом запуск обработок в определенной последовательности должен осуществляться программой-роботом, управляющей последовательностью обработок. Вмешательство бухгалтера потребуется только при необходимости выполнения сложных функций, требующих применения профессионального суждения.
Проект планируется реализовывать, декомпозируя процесс бухгалтерского учета на отдельные участки и роботизируя их последовательно. Пилотным участком выбран учет заработной платы и расчетов с персоналом. Это наиболее востребованное на рынке бухгалтерского аутсорсинга направление, которое часто продается как отдельный продукт.
Об авторе