Ежегодно в третью среду сентября в нашей стране отмечается День HR-менеджера. За что отвечает этот специалист, где в нашем вузе обучают данной профессии и какие для этого требуются навыки и качества? Обо всём этом рассказала заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ Татьяна Викторовна Максимова.
– Татьяна Викторовна, скажите, кто такой HR-менеджер? Что входит в его обязанности?
– Если расшифровать саму аббревиатуру HR, то она переводится как «человеческие ресурсы», поэтому HR-менеджер – это человек, который управляет человеческими ресурсами. До недавнего времени в организации это был второстепенный процесс, но поскольку рынок труда в настоящее время достаточно обострённый, на мой взгляд, то внимание к HR-менеджерам повышено, потому что сейчас рынок не производственника, не покупателя, а именно сотрудника.
Что касается обязанностей, то HR-менеджер помогает организации (хозяйствующему субъекту) достичь поставленных целей. Иными словами, организация для достижения своих целей использует ресурсы – материальные и человеческие. Так вот, HR-менеджер занимается тем, чтобы человеческие ресурсы работали эффективно: чтобы сотрудники были вовлечены, чётко выполняли свои задачи и обязанности. Соответственно, данный специалист подбирает персонал, следит за тем, чтобы работники развивались, занимается организацией обучения, а также вопросами мотивации.
– Расскажите, пожалуйста, об истории этого праздника.
– Пока наш праздник не является официальным, мы его отмечаем каждый раз в третью среду сентября. Но если углубиться в историю, то впервые, а именно 24 мая 1835 года, ещё в Российской империи вышло Правительственное постановление «Об отношениями между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму». То есть оттуда идут корни современного HR-менеджмента и, в частности, праздника.
Специалисты, которые больше занимаются организацией, празднуют в середине сентября, а те, кто занимается бумажной работой (мы привыкли по старинке называть их кадровиками, и действительно кадровая работа – один из элементов HR-менеджмента), отмечают свой профпраздник 12 октября. Здесь уже история уходит корнями в советский период: в 1918 году Народный комиссариат юстиции утвердил инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Причём именно при рабоче-крестьянской милиции большевики сформировали первый кадровый аппарат. И раз речь об этих аппаратах, то День кадровика традиционно приходится на 12 октября. Но здесь я ещё раз подчеркну, что кадровая работа лишь один из элементов HR-менеджмента, поэтому, безусловно, последний шире по функционалу, чем кадровый работник.
– Какими навыками и качествами должен обладать данный специалист?
– В силу того, что это работа с человеческими ресурсами, то я бы сделала большой акцент на психологических навыках. Специфика ресурсов говорит о том, что мы должны иметь компетенции по психологии, потому что много именно этой составляющей нужно учитывать, когда хотим выстроить эффективную работу с человеком. При этом мы понимаем, что человеческие ресурсы состоят из каждого конкретного человека. Далее это, конечно, навыки учётной работы, умение работать с большими данными, чтобы предоставить аналитику, владение тайм-менеджментом, чтобы эффективно распоряжаться своим временем и временем, которое отводится на организацию какой-либо операции. Естественно, это и коммуникативные навыки. Возможно, где-то уместны и навыки многозадачности, хотя как управленец я понимаю, что многозадачность снижает эффективность, и мы всегда должны помнить о том, что не следует возводить её в высокий ранг, но иногда это требуется. Также важны навыки анализа.
Всех навыков и качеств вообще очень много, я отобрала порядка 60 штук. Если разделить их на блоки и обобщить, то это три основных: навыки, связанные с неформальным общением, организационные навыки, а также формальные навыки (аналитические, цифровые компетенции, умение работать с данными, в т. ч. в больших объёмах).
– На каких кафедрах в ЮУрГУ обучают специалистов по кадрам?
– Это кафедра менеджмента Высшей школы экономики и управления, которая осуществляет подготовку по магистерской программе «Управление персоналом: управление человеческими ресурсами», которая реализуется уже много лет. Если говорить о бакалавриате, то на сегодняшний день данная программа есть в дистанционном формате в Институте открытого и дистанционного образования. Также в рамках ВШЭУ у нас есть МВА-Центр ЮУрГУ, где можно получить профессиональную переподготовку за несколько месяцев по HR-менеджменту. Иными словами, в нашем университете работают 3 структуры в данной отрасли.
– Какие есть интересные факты, связанные с данной профессией? Например, сколько в среднем собеседований нужно провести, чтобы принять человека на работу?
– Конечно, конкретных цифр о том, сколько собеседований нужно провести перед приёмом на работу, никто не опубликует. Потому что закрытие вакансии – очень специфичная работа. Но если брать, скажем, усреднённый вариант, более-менее приближенный к идеалу, то закрытие вакансии занимает 2 недели. И иногда получается, что нужно до 9 собеседований, чтобы принять нового сотрудника на работу. То есть работы на этом этапе много, к тому же собеседования по своей классификации бывают очень разные.
Что касается интересных, смешных моментов в работе HR-менеджера, то такие случаются постоянно. Бывают различные казусы, возникающие от недопонимания или неполной информированности. К примеру, порой бывают забавные случаи, касающиеся зарплаты: один кандидат прошёл несколько собеседований, а затем исчез. Оказалось, что он подумал, что та зарплата, которую ему назвали, должна была выплачиваться не два раза в месяц, как по ТК РФ, а каждую неделю. Поэтому повторюсь, что курьёзных случаев, встречающихся в практике, очень много, ведь мы работаем с живыми людьми.
В заключение скажу, что человеческие ресурсы – это единственный вид ресурсов, без которого все другие ничтожны. Потому что если у вас всё будет в порядке с производственными, материальными ресурсами и даже с природными, но не будет закрыта потребность в человеческих, то оставшиеся не будут иметь значения. Поэтому, безусловно, человеческие ресурсы – это главный, ведущий компонент любой деятельности.
Текст Анастасия Кунгурцева, ЮУрГУ