Преподаватели кафедры таможенного дела ВШЭУ ЮУрГУ совместно с комитетом по таможенному делу и внешнеэкономической деятельности Южно-Уральской торгово-промышленной палаты внесли свои предложения по развитию внешней торговли Челябинских промышленных предприятий.
В связи с усилением санкционной политики западных стран и США в отношении России сложилось следующее положение дел во внешней торговле Челябинских промышленных предприятий.
Во-первых, импортные потоки высокотехнологичной продукции стали приходится в основном на страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Во-вторых, целый ряд мировых крупноконтейнерных компаний либо совсем ушли с российского рынка, либо сформировали ограничения на поставку импортной продукции в крупнейшие российские порты Новороссийск и Санкт-Петербург.
В-третьих, на рынке услуг по транспортировке импортной продукции появились азиатские перевозчики меньшего тоннажа.
В-четвертых, китайские поставщики импортной продукции переориентировались с железнодорожного на морской и автомобильный транспорт.
Такая ситуация привела к большой концентрации импортных потоков на транспортно-логистических терминалах Дальнего Востока, и, как следствие, большой задержке по разгрузке и перегрузке на железнодорожный транспорт импортной продукции.
Преподаватели кафедры Степанов Е.А., Стрельников А.А., Кутепова О.Н. и комитет по таможенному делу и внешнеэкономической деятельности ЮУТПП по результатам заседания внесли ряд предложений в Торгово-промышленную Палату России.
1. В долгосрочной перспективе:
- приоритетное развитие морской таможенно-логистической инфраструктуры и формирование собственного флота по перевозке контейнеров;
- приоритетное развитие транспортно-логистической инфраструктуры на направлениях, обеспечивающих быстрое и надежное перемещение товаров по направлению в Россию из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, и в обратном направлении;
- увеличение собственного производства контейнеров для международной торговли.
2. В краткосрочном периоде:
- формирование транзитных хабов для российского экспорта и импорта в Марокко, Турции и Сирии;
- обеспечение входа на рынок транспортных услуг иностранных компаний, которые ранее не могли работать в России в связи с преобладанием крупных международных перевозчиков;
- приведение численности и структуры таможенных органов, отвечающих за фактический контроль, в местах концентрации внешней торговли (в первую очередь, Приморье), в соответствии с актуальной потребностью крупных промышленных предприятий, а также предприятий малого и среднего бизнеса.
Данные предложения были включены в выступление вице президента Торгово-промышленной палаты России Д.Н. Курочкина и председателя комитета по финансам А.Г. Аксаковым государственной думы РФ. Разработанные предложения комитетом по таможенному делу и внешнеэкономической деятельности ЮУТПП были высоко оценены и переданы в работу.