Учебный план: 38.03.01, 2019, (5.0), Экономика
Основной целью данного курса является повышение уровня культуры речи будущих бакалавров в процессе освоения и осознания некоторых речеведческих понятий, совершенствование коммуникативно-речевых умений. Названная цель определяет следующие задачи: 1. Ознакомить студентов с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами, с функциональными стилями русского языка. 2. Научить анализировать свою и чужую речь с культурно-речевых позиций. 3. Сформировать навыки управления своим речевым поведением, эффективного использования речи в различных жизненных ситуациях. 4. Сформировать навыки делового общения и умение организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения. 5. Сформировать навыки грамотного составления документации. 6. Изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте эффективного общения.
Язык и речь. Понятие «культура речи»: культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный и этический компоненты культуры речи. Русский язык как национальный, литературный и государственный. Словари. Общее понятие о литературном языке и литературной норме. Динамика нормы. Виды норм. Орфоэпические и орфографические нормы. Словообразовательные, лексические и фразеологические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические и пунктуационные нормы. Понятие функционального стиля. Классификация стилей. Общая характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Публицистический стиль. Разговорная речь. Научный стиль. Общее понятие и характеристика подстилей. Научные произведения различных жанров. Официально-деловой стиль. Общее понятие и характеристика подстилей. Официально-деловые произведения различных жанров. Деловая этика и этикет. Общее понятие о риторике, важнейшие этапы ее развития, основные виды и роды речей. Классический и современный риторический канон. Искусство подготовки к публичному выступлению. Оратор и аудитория: вербальные и невербальные приемы поддержания внимания слушателей в ситуации произнесения речей. Коммуникативные качества речи. Общение и его виды. Понятие ситуации общения: определение, компоненты. Схема ситуации общения. Постулаты успешного общения. Деловое общение: определение, особенности, требования, предъявляемые к осуществлению деловой коммуникации. Основные виды и формы делового общения, их характеристика.